ТОП-10 виниловых проигрывателей из СССР
Как известно, виниловые пластинки на протяжении долгих лет оставались самым популярным звуковым носителем: в СССР фирма “Мелодия” ежегодно выпускала тысячи записей на виниле, от классических произведений, до эстрадной музыки и джаза.
02 октября 2024
Содержание
- Корвет ЭП-003
- Арктур-006
- Электроника Б1-04
- Юпитер 203
- Электроника ЭП-017
- Маяк-001
- Эстония ЭП-010
- Вега 106
- Электроника Б1-01
- Радиотехника Ария-102
Приблизительно до середины 70-х годов советские любители музыки зачастую слушали пластинки на электрофонах – устройствах, которые сочетали в себе проигрыватель винила, усилитель и акустическую систему: этакий ретро-музыкальный центр “всё в одном”. С пришествием моды на Hi-Fi и аудиосистемы, состоящие из нескольких отдельных компонентов, в СССР стали появляться виниловые проигрыватели нового поколения, среди которых были как весьма посредственные, так и вполне интересные устройства. При этом нередко встречались клоны популярных в те времена японских и европейских проигрывателей, а также оригинальные разработки советских инженеров. В нашем обзоре мы расскажем о 5 интересных проигрывателях винила, которые выпускались в СССР в 70-е и 80-е годы, во времена расцвета Hi-Fi и технологий “высокой верности” звуковоспроизведения.
Корвет ЭП-003
“Корвет ЭП-003” производился с 1978 года, и наряду с “Электроникой Б1-01”, был одним из первых советских виниловых проигрывателей, которые обозначили движение в сторону производства в СССР аудиокомпонентов класса Hi-Fi. В отличие от многих проигрывателей, которые так или иначе копировали зарубежные разработки, “Корвет ЭП-003” был весьма самобытным устройством – как в части дизайна, так и с точки зрения технических решений.
Главной особенностью “Корвета” стало применение технологии вязкостного демпфирования: шар, заполненный специальной вязкой жидкостью, был призван снизить резонансы тонарма, хотя в первую очередь он просто-напросто вызывал удивление у тех, кто впервые видел этот любопытный проигрыватель. Поражал своим внешним видом и необычный опорный диск, а также интересный дизайн элементов управления. “Корвет” оснащался двигателем с прямым приводом диска и позволял прослушивать пластинки на 33 и 45 оборотов. Проигрыватель поставлялся в комплекте с головкой звукоснимателя ГЗМ-008.
Несмотря на некоторые технические просчёты, “Корвет ЭП-003” (и более поздняя модификация “Корвет-038”) является одним из самых интересных проигрывателей, которые выпускались в СССР в 70-е и 80-е годы.
Арктур-006
“Арктур-006”, как и ряд других электрофонов и виниловых проигрывателей, производившихся на Бердском радиозаводе, стал результатом сотрудничества советской промышленности с польским объединением Unitra. Эта модель выпускалась с 1983 года, и была разработана на основе электропроигрывающего устройства (ЭПУ) Unitra G-2021. Что ещё более интересно, данное ЭПУ производилось объединением Unitra на основе японской разработки Sanyo/Fisher MT-6225, с прямым приводом диска и электродвигателем весьма необычной конструкции, что обеспечивало очень высокую стабильность вращения. Таким образом, этот технологический “клубок” в очередной раз приводит нас в Японию – что неудивительно, ведь в 70-е и 80-е годы эта страна была своеобразным эпицентром инновационных Hi-Fi разработок.
Кроме упомянутого прямого привода диска, “Арктур-006” оснащался микролифтом, автостопом и автовозвратом тонарма в исходное положение по окончании пластинки. Также предусмотрен встроенный фонокорректор, а съёмный шелл открывает возможности для его замены по своему усмотрению. “Арктур” был предназначен для воспроизведения пластинок на 33 и 45 оборотов, и в целом заметно выделялся среди множества других советских виниловых проигрывателей благодаря удачной конструкции и хорошему звучанию.
Пожалуй, самым спорным решением в “Арктур-006” стал тонкий пластиковый корпус, который был способен испортить не только весьма достойное звучание проигрывателя, но и настроение советского аудиофила, посеяв в его голове тревожные мысли о возможном апгрейде. И действительно, некоторые умельцы занимались демпфированием корпуса “Арктура”, используя в том числе достаточно изощрённые методы.
Электроника Б1-04
“Электроника Б1-04” – это своеобразная экзотика из СССР и очень редкая модель винилового проигрывателя, которая выпускалась с 1980 года московским НПО “Торий”. При взгляде на этот советский High End может показаться, что он совсем не похож на устройство, спроектированное в СССР. И в этом есть доля правды, ведь основой для разработки “Б1-04” послужил проигрыватель винила Bang & Olufsen Beogram 4002. В части дизайна и основной концепции сходство было весьма явным, а вот механика и схемотехника была построена на основе советской элементной базы и достаточно сильно отличалась от датского “Beogram”.
Пожалуй, объект для копирования был очень хорош, а итоговый результат в виде проигрывателя “Б1-04” также оказался весьма интересным. Внешне “Электроника” вполне явно копирует “Beogram 4002”, однако отличается выступающим опорным диском (у B&O он был утоплен в корпус) и другим расположением элементов управления. Из интересных особенностей “Электроники Б1-04” – тангенциальный тонарм с электроприводом и роскошная по тем временам сенсорная система управления. Судя по всему, стоил этот проигрыватель запредельно дорого, и был попросту недоступен для большинства советских меломанов и аудиофилов. На сегодняшний день, немногие сохранившиеся экземпляры “Б1-04” находятся в частных коллекциях ценителей винтажной аппаратуры.
Юпитер 203
Проигрыватель “Юпитер 203” был ещё одним представителем массового сегмента советской аудиотехники, производившимся на Днепропетровском радиозаводе. Этот проигрыватель выделялся простотой конструкции и был рассчитан на бытовое использование, что делало его очень популярным в конце 70-х – начале 80-х годов.
“Юпитер 203” работал на скоростях 33 и 45 оборотов, использовал пассиковый привод и комплектовался головкой ГЗМ-004. Важным преимуществом модели было её долговечность и надёжность. Она не требовала частого обслуживания и могла работать долгие годы без потери качества звука, что делало её любимицей многих советских меломанов.
Корпус устройства был выполнен из дерева с минимальным количеством пластика, что улучшало его звуковые характеристики и делало внешний вид достаточно привлекательным для своего времени.
Электроника ЭП-017
“Электроника ЭП-017” отличалась модернистским дизайном и применением новых технологий для того времени. Этот виниловый проигрыватель производился в конце 70-х годов и имел ряд особенностей, которые выделяли его среди конкурентов. Одной из таких особенностей было наличие кварцевой стабилизации частоты вращения диска, что обеспечивало высокую точность воспроизведения звука.
Этот проигрыватель был оснащен электронным управлением скоростями, что добавляло удобства в использовании, а также автостопом и микролифтом, что было редкостью для некоторых более простых моделей того времени. “Электроника ЭП-017” воспроизводила пластинки на скоростях 33 и 45 оборотов и комплектовалась звукоснимательной головкой ГЗМ-007. Корпус проигрывателя был выполнен из дерева и пластика, что придавало устройству современный вид и улучшало его звукоизоляционные характеристики.
Этот проигрыватель был одним из лучших в линейке “Электроника”, и благодаря использованию передовых технологий мог составить конкуренцию зарубежным аналогам в своём классе. Его высокая цена делала его доступным только для более обеспеченных советских граждан.
Маяк-001
Проигрыватель “Маяк-001” производился на киевском заводе “Маяк” и был ориентирован на профессиональных аудиофилов, благодаря чему получил статус одного из лучших проигрывателей своего времени. Модель использовала прямой привод, что обеспечивало высокую стабильность вращения диска и точное воспроизведение звука.
“Маяк-001” поддерживал стандартные скорости 33 и 45 оборотов в минуту и предлагал полностью ручное управление. Проигрыватель был оснащён тонармом высокой точности и звукоснимательной головкой ГЗМ-003, что делало его подходящим для воспроизведения сложных музыкальных композиций с высоким качеством звука. Деревянный корпус обеспечивал отличные антивибрационные свойства, что минимизировало искажения звука.
Несмотря на свою высокую стоимость, “Маяк-001” пользовался популярностью среди тех, кто стремился получить лучшее качество звука на виниле в домашних условиях, и до сих пор высоко ценится коллекционерами винтажной аудиотехники.
Эстония ЭП-010
История создания этого проигрывателя была достаточно типичной для советской радиопромышленности, когда аудиотехника проектировалась путём клонирования удачных зарубежных разработок. Таким образом, весьма интересный и технически продвинутый проигрыватель “Эстония ЭП-010” был скопирован с не менее любопытной модели “Optonica 7100” (суббренд японской компании Sharp). Проигрыватель “Эстония ЭП-010” входил в состав блочного стереокомплекса, который также включал в себя тюнер, предусилитель, усилитель мощности и акустические системы.
Прежде всего, интересен дизайн проигрывателя: диск и тонарм утоплены в корпус и закрываются массивным тонированным стеклом, которое в отличие от акриловых пылезащитных крышек не покрывается со временем множеством царапин. К тому же, несмотря на обилие пластика в конструкции, “Эстония-010” и на сегодняшний день выглядит достаточно интересно.
Что касается технической части, здесь всё еще более любопытно: проигрыватель оснащен тонармом с электроприводом, а управление – полностью автоматическое. По нажатию клавиши, автоматика запускает диск, приводит тонарм в нужное положение и начинает воспроизведение выбранного трека (от 1 до 7) – почти как при прослушивании музыки с CD-плеера! По окончании пластинки проигрыватель останавливает диск и возвращает тонарм в исходное положение. Вся эта роскошь позволяла советскому меломану не менять вручную положение тонарма и управлять воспроизведением только при помощи клавиш. К тому же, виниловый проигрыватель с полной автоматикой был просто отличным поводом похвастаться перед друзьями-аудиофилами. Пожалуй, ещё более интересным могло быть наличие пульта ДУ, однако такой функционал здесь отсутствует.
Кроме возможности проигрывания выбранного трека, присутствует опция повтора воспроизведения (назовём это заимствованным словом репит). Такая функция весьма удобна, поскольку после нажатия клавиши “Эстония” автоматически ещё раз проиграет ту сторону пластинки, которая воспроизводится в данный момент. Вдобавок, хорошей особенностью этого проигрывателя является сменный шелл, что позволяет достаточно легко поменять его, а также головку звукоснимателя на более предпочтительный вариант.
Вега 106
Проигрыватель “Вега 106” производился на Бердском радиозаводе и был одним из самых массовых виниловых проигрывателей в СССР. В первую очередь он выделялся своей простотой в эксплуатации и надежностью, что делало его популярным среди меломанов, которые не нуждались в сложных технических новшествах. Модель предлагала ручное управление тонармом и классический пассиковый привод, что давало неплохую точность воспроизведения для своего времени.
“Вега 106” могла воспроизводить пластинки на двух основных скоростях — 33 и 45 оборотов в минуту, что покрывало все потребности типичного советского слушателя. Несмотря на довольно простую конструкцию, проигрыватель отличался неплохой звукоизоляцией, что обеспечивало чистое воспроизведение звука без лишних вибраций. В комплекте поставлялась головка звукоснимателя ГЗМ-005, которая пользовалась спросом благодаря своей доступности и достаточной четкости.
Основной корпус проигрывателя выполнен из дерева с металлическими вставками, что добавляло ему эстетики. Хотя “Вега 106” не могла соперничать с более продвинутыми моделями, она была доступна для массового рынка и благодаря своей надежности стала одной из самых популярных моделей в советские годы.
Электроника Б1-01
“Электроника Б1-01” был одним из “первопроходцев” среди советских виниловых проигрывателей класса Hi-Fi. Он отличается весьма приятным внешним видом, который в полной мере отражает дизайнерские тренды тех лет: обилие дерева и металла, и минимум пластика. По сравнению с многими более поздними моделями проигрывателей, которые выпускались в СССР в 80-е годы, “Б1-01” и сейчас смотрятся достаточно интересно.
Конструкция “Электроники Б1-01” во многом копировала “Thorens 125” с тонармом SME – знаменитый виниловый проигрыватель, который был очень хорош по своим временам. Практически то же самое можно сказать и об “Электронике”, особенно об устройствах из первых партий, выпускавшихся на Казанском заводе электронных компонентов. Одновременно на заводе “Элетон” в Брянске также выпускался проигрыватель “Электроника Б1-011”, который незначительно отличался от “Б1-01”.
Что касается технических особенностей, “Б1-01” – это массивный (весом около 20 кг) трехскоростной (на 45, 33 и 16 об/мин) проигрыватель с пассиковым приводом, автостопом и микролифтом. Тонарм снабжался головкой звукоснимателя ГЗМ-003, а диапазон воспроизводимых частот проигрывателя составлял 20 Гц – 20 кГц.
Проигрыватель “Б1-01” также продавался в составе стереокомплекса, вместе с одноимённым усилителем и акустическими системами: в своё время это был очень достойный комплект для обеспеченного меломана, ведь такое богатство могло стоить несколько средних советских зарплат.
Радиотехника Ария-102
Проигрыватель “Ария-102” был частью линейки устройств, выпускавшихся на Рижском радиозаводе под брендом “Радиотехника”. Выпускавшаяся с начала 80-х годов, эта модель была ориентирована на массового потребителя, предлагая при этом отличное качество звука и простоту эксплуатации. “Ария-102” представляла собой типичный электропроигрыватель с пассиковым приводом и ручным управлением.
Модель отличалась стабильностью работы и неплохой долговечностью, что делало её популярной среди широких слоев населения. Она поддерживала скорости 33 и 45 оборотов в минуту и комплектовалась стандартной звукоснимательной головкой ГЗМ-005. Корпус был выполнен из дерева, что помогало устранить вибрации и обеспечить качественное воспроизведение звука без помех.
“Ария-102” была отличным выбором для советских меломанов, которые ценили простоту и надёжность. При своей доступной цене этот проигрыватель пользовался большим спросом и стал частью множества домашних аудиосистем.
Выводы:
Пожалуй, жизнь советских аудиофилов и любителей музыки была далеко не безоблачной, ведь действительно качественной Hi-Fi аппаратуры было не так много, а по-настоящему хорошая техника стоила немалых денег относительно тогдашних зарплат. Однако при большом желании и наличии финансовых ресурсов возможность обзавестись хорошей звуковой аппаратурой всё же была. Многие удачные разработки советского хайфая так или иначе были скопированы с японской и европейской техники, однако аудиоаппаратура из СССР и виниловые проигрыватели из 70-х и 80-х годов зачастую предлагали весьма достойное сочетание характеристик и очень неплохое качество звучания.
Возможно вам будет интересно:
- Как выбрать лучшие наушники для музыки
- Размер виниловой пластинки: развитие и современные тенденции
- Разница в hi-fi и hi-end акустике