Выбор и настройка фонокорректора для проигрывателя грампластинок
Фонокорректор входит в состав винилового тракта в обязательном порядке. Его функция заключается в восстановлении оригинального сигнала, который был записан на виниловый диск. Кроме того, фонокорректор усиливает сигнал до линейного уровня
25 марта 2024
Содержание:
Если проигрыватель для грампластинок не имеет встроенного фонокорректора, а соответствующие входы у усилителя или AV-ресивера отсутствуют, рекомендуется обзавестись внешним устройством такого рода. Но даже при наличии соответствующих схем у проигрывателя или усилителя внешний фонокорректор лишним не будет, при его наличии грампластинки зазвучат гораздо качественнее. Нужно только удачно правильно выбрать устройство.
Разновидности фонокорректоров
Существуют две разновидности звукоснимателей, которыми оснащаются проигрывателеи грампластинок – с подвижными катушками (МС) или с подвижным магнитом (ММ). По параметрам электрическим такие звукосниматели отличаются друг от друга в значительной степени, следовательно, им требуются различные фонокорректоры. Различия параметров наблюдаются и внутри каждого типа, особенно это касается картриджей МС. Эти отличия не обязательно учитывать при выборе фонокорректора, но важно, чтобы он имел функции, позволяющие точно настроить его в соответствии со звукоснимателем. Особенности фонокорректоров следует рассмотреть подробно.
Универсальные фонокорректоры
Существуют универсальные фонокорректоры, использовать которые можно как с МС-картриджами, так и с ММ. Другие модели подходят только к звукоснимателям второго типа. Последние, как правило, стоят недорого, это объясняется относительной простотой их схемы. Фонокорректоры, рассчитанные на головки обоих типов, отличаются большей сложностью. Напряжение, создаваемое звукоснимателем ММ, намного выше, чем у головки МС. Благодаря этому можно ограничиться более низким коэффициентом усиления, а бороться с шумами намного проще. ММ-фонокорректор – подходящий вариант для проигрывателя с картриджем ММ, особенно в том случае, если пользуются им нечасто. Разумеется, выбирать нужно модель от надежного производителя, желательно топовую. Приобретая такое устройство, можно не сомневаться, что качество звучания будет высоким. Конструкция подобных моделей относительно проста, она не включает МС-схему, поэтому приобретение такого фонокорректора не потребует больших расходов.
Фонокорректоры универсальные, способные работать и с МС, и с ММ, характеризуются более высокой сложностью. Дело в том, что к параметрам схемы МС предъявляются более высокие требования, а выходные параметры картриджей такого типа варьируются в более широких пределах. Это предполагает соответствующую настройку входных параметров фонокорректора.
Чтобы это понять, необходимо разобраться в устройстве ММ и МС. К какому бы типу ни принадлежал звукосниматель, снятие входного сигнала осуществляется со звуковой катушки. В ММ картридже она располагается внутри корпуса, и масса ее не особенно критична, поэтому витков может быть достаточно много. В МС катушка закрепляется на движущемся кантилевере, точнее, на самом его конце, следовательно, количество витков ограничено. Как известно из школьной программы по физике, чем больше витков, тем выше сопротивление катушки, соответственно и сигнал сильнее. Значение имеет любое различие – даже половина витка в картридже МС оказывает весьма существенное воздействие на характеристики звукоснимателя, а в ММ это почти не влияет на параметры.
Для подключения звукоснимателей МС можно применять повышающие МС-трансформаторы. Устройства такого типа помещаются между входом фонокорректора ММ и головкой МС. Как полагают многие знатоки и ценители виниловых грампластинок, это позволяет достичь несравненно более качественного звучания, чем при использовании обычного фонокорректора МС или ММ.
Критерии выбора фонокорректора
Технология выполнения фонокорректора, конечно, оказывает влияние на параметры звучания, но гораздо большее значение имеет то, насколько качественно он изготовлен. Не менее важна надлежащая схемотехника. Как полупроводниковые конструкции, так и ламповые могут быть удачными или не очень. Если правильно подключить операционные усилители современного уровня, можно добиться не менее качественного звука, чем при использовании схем, построенных на дискретных транзисторах. Определяющее значение имеет реализация модели, причем оценить ее объективно позволяет исключительно прослушивание грампластинок.
Выбрав подходящий фонокорректор, его необходимо подключить и должным образом настроить. Чтобы подсоединить его к проигрывателю, следует применять особый фоно-кабель. При возникновении фона рекомендуется использовать клемму для заземления.
Наиболее простые модели ММ обычно не оснащаются органами управления, они представляют собой устройства Plug and Play. Фонокорректоры универсальные, поддерживающие обе технологии – МС и ММ, позволяют настраивать и коэффициент усиления, и входной импеданс (сопротивление и емкость). Для секции ММ некоторые из указанных настроек тоже действуют, и в определенных случаях это имеет большое значение. Настраивая входные параметры, необходимо следовать рекомендациям, которые приведены в инструкции, прилагаемой к картриджу. Впрочем, эксперименты в этой области допустимы в некоторой степени, они позволяют настроить звучание в соответствии с личными предпочтениями слушателя.
Выбирая фонокорректор, стоит обратить внимание и на дополнительные функции, серди которых особое значение имеет фильтр низких частот, иначе именуемый рок-фильтром. Это очень полезная функция, ведь акустическая связь между шумом, производимым виниловым диском, акустическими системами и звукоснимателем, зачастую создает низкочастотные колебания, а данный фильтр позволяет их устранить. В последнее время многие фонокорректоры оснащаются еще одной полезной опцией – выходом USB. Его наличие позволяет переводить аналоговые записи в цифровой формат. Если желаете этим заниматься, вам потребуется модель с USB-выходом, но если вы не планируете оцифровывать записи, лучше выбрать фонокорректор без него, ведь сочетание аналоговых и цифровых схем внутри одного корпуса не лучшим образом отражается на качестве звучания.