О тёплом ламповом звуке: что это такое, зачем нужно?
В ламповых усилителях есть специальные электронные радиолампы, именно за счёт этих деталей громкоговорители приводятся в движение. От большинства современных ресиверов и усилителей устройство отличается тем, что в нём нет транзисторов и микросхем. Именно это делает звук по-настоящему особенным.
25 марта 2024
Содержание
- Рекомендации по выбору ламповых усилителей
- Назначение с функциональной точки зрения
- Какие лампы используются в схеме?
- Сам принцип усиления
- Настройка: об имеющихся возможностях
Можно сказать, что «лампа» - этот как кофе. Например, молотый и растворимый. Раньше на лампах была основана вся техника. Это далёкая аудиоэра, когда делали раритетные записи в различных жанрах, включая рок-н-ролл, блюз, джаз, классику и так далее. Современные меломаны до сих пор почитают эти материалы и уделяют им достаточно много внимание. Ламповые усилители делают так, что многие музыкальные жанры, композиции становятся более аутентичными. «Ламповый звук» по-настоящему ценится аудиофилами. Например, по причине лёгкого подчёркивания чётных обертональных гармоник.
Но внимание привлекает выпуклость отдельных голосов вместе с объёмностью сцены и искренностью.
Ламповые усилители требуют бережного и особого отношения, потому что это более хрупкие предметы, если сравнить с обычными устройствами. Хотя они несколько уступают тразисторным решениям, если говорить о некоторых из характеристик. Например, об уровне потребления энергии, коэффициенте по демпфированию, искажениях нелинейного типа, мощности.
Но здесь важно правильно выбрать устройство, а потом подогреть его без спешки - тогда и результат будет лучше. Легендарные джазмены снова удивят своими мягкими голосами. В лёгком дуновении зашелестят живые побеги виолончелей, альтов, скрипок и флейт. Солнечный блеск медных духовок будет согревать эти звуки. И тогда можно по-настоящему оценить получаемые эффекты.
Рекомендации по выбору ламповых усилителей
Определённо ламповые усилители наделены особенным характером. Приспособление не сможет прижиться в аудиосистемах, если не учитывать особенности аудиотракта в целом. То есть, учитывают параметры АС. Это касается:
- Объёма помещения.
- Общего количества полос.
- Чувствительности.
- Мощности.
Обязательно смотрят на источник сигнала, которым может быть CD, винил или что-то другое. Важно помнить о том, какой жанр предпочитает тот или иной человек. Ламповый аудиотракт не так сложно создать, если следовать рекомендациям. Но окончательное решение принимает только сам владелец.
Назначение с функциональной точки зрения
Нужно с самого начала определить, какую именно роль устройство выполняет в той или иной системе. Встречаются разные усилители -мощности, интегральные, предварительные и так далее.
Какие лампы используются в схеме?
Например, наименование триодов используют для вакуумных электроламп. У них есть одна сетка, а электродов целых три. Пентодом называют разновидности лам с тремя сетками. Электроды в этом случае представлены в количестве пяти штук. По выходной мощности и уровню КПД лидерами становятся выходные лампы пентодного типа. У триодов мощность не такая высокая. Но звук у низ часто становится более содержательным и тонким.
Сам принцип усиления
Конструкция однотактных ламповых усилителей отличается предельной минималистичностью. Зато звук у них по-настоящему «тёплый», это детальные и выразительные устройства. Но у них есть и некоторые слабые стороны. Например:
- Невысокая мощность. Хорошо, если она будет уже на уровне 8-10 Ватт.
- Демпфирование на достаточно низком уровне.
Именно поэтому критичным становится выбор АС. Высокий импеданс и использование простых кроссоверов становится важным для громкоговорителей в этом случае.
Двухтактные усилители устроены несколько сложнее по сравнению с аналогами. Такие приспособления не очень чувствительны к пульсациям питающего напряжения. Они отличаются компенсацией чётных гармоник и большой развиваемой мощностью. Здесь к выбору АС предъявляются не такие жёсткие требования.
Настройка: об имеющихся возможностях
Лампы иногда поддерживают переключение между триодными и пентодными режимами. Другие конструкции поддерживают функцию регулирования тока смещения, других параметров, связанных с работой ламп. Благодаря этому специфику звучания можно настраивать и задавать очень тонко. Но лучше опираться на конкретную АС, чтобы уже с ней согласовывать сам усилитель.
Отдельного внимания заслуживают параметры коммутации между усилителем и устройством, с которым соединяют источники сигнала и громкоговорители. Модели усилителей часто отличаются друг от друга по таким параметрам:
- Количество функциональных разъёмов.
- Нюансы переключения.
От этого и зависит наращивание всей аудиосистемы, построение разных составляющих компонентов. Надо смотреть на комплектацию и конфигурацию всего аудикомплекта, когда принимают окончательное решение.
Наконец, стоит отметить эстетику. Она у ламповых усилителей по-своему неповторимая. Здесь и воспоминания из детства, и стимпанк, и винтаж. Каждая модель позволит подчеркнуть свою индивидуальность.