Напольная акустика: нюансы выбора

Напольная акустика на танцах в советском ДК представляла собой пару огромных черных ящиков с хрипящими из-за прорванных диффузоров динамиками. Не очень разборчиво? Плохие частоты? Зато громко! Времена изменились. От напольных акустических систем требуется высокое качество звучания и не только. Частотный диапазон – важный параметр, но далеко не основной. Для домашнего использования колонки должны быть практичными, стильными, радовать глаз и гармонично вписываться интерьер. И, конечно, хорошо звучать. Для неспециалиста выбрать напольную систему непросто.

25 марта 2024

Содержание

Частоты и размеры

Модели напольных колонок ведущих мировых брендов имеют нижний предел диапазона частот от 16 до 60 Гц. Это у лидеров рынка. Добиться таких параметров непросто. От инженеров и дизайнеров требуется выводить на рынок модели, которые не стыдно будет поставить в квартире. Отсюда эксперименты с размерами и формой, хотя в теории лучше всего звучит именно прямоугольная коробка. И чем она больше, тем лучше. Полноразмерные модели позволяют реализовать множество технологий обработки звука: от алюминиевых диффузоров до трансмиссионных линий, пяти сабвуферов и суперэффективных фазоинверторов.

Бас – основа любой системы

Составляющими низкочастотного спектра звучания любой акустики являются акустическое оформление (сама коробка колонки) и используемые излучатели (динамики).

Электростатические и ленточные модели излучателей при всей их революционности и достоинствах обладают существенным недостатком: отсутствием действительно супернизких басов на нижних границах диапазона звучания. Кроме того, они имеют дипольную диаграмму излучения в узком диапазоне, низкое сопротивление, другие ограничения.

В продаже можно встретить действительно хорошие модели, сделанные по указанным технологиям, но даже в этом случае их звучание будет достаточно специфическим для придирчивых слушателей. Выбирать их можно только лично, предварительно прослушав в магазине. О заказе через интернет не может быть и речи.

Когда один лучше, чем два

Что касается главного источника звука, диффузорного динамика, то имеется прямая зависимость качества звучания от его размеров. Даже если вместо одного большого излучателя внутри корпуса будут установлены несколько поменьше, качество акустики окажется слабее. Маленькие динамики могут иметь даже большую площадь диффузоров, обеспечивая достаточно большую громкость, но по глубине передачи они окажутся хуже.

Разработчики решают эту проблему облегчением конструкции самих излучателей, добиваясь более высокой чувствительности. Без углубления во все технические нюансы можно смело утверждать, что большой динамик выдаст более качественный бас, чем образец поменьше, при остальных равных условиях.       

Fyne Audio F303 Black Ash

Пространство для воздуха

Кроме излучателя на качестве значительно сказывается конструкция корпуса. Идеальным вариантом является его отсутствие. Правильным акустическим оформлением колонки является отсутствие нагрузки для обратной стороны диффузора динамика.

За излучателем в идеале должен быть большой объем свободного пространства, например, пустая комната. Если корпус разместить в стене между комнатами, то звук будет распространяться в одно помещение, а в другом будет находиться «бесконечный экран» - комната с таким большим объемом воздуха, который не сказывается на движении диффузора динамика.  

Как решить проблему

На практике корпус делается закрытым, внутри него находится определенный объем воздуха, который оказывает минимальное воздействие на движение диффузора в обратную сторону. Такая конструкция требует изготовления достаточно больших по размеру колонок. Не каждый захочет загромоздить половину комнаты двумя огромными коробками, поэтому размеры делаются минимально допустимыми. Это неизбежно сказывается на качестве басов.

Когда два лучше, чем один

Имеется ли способ повлиять на ситуацию, не увеличивая размеры корпуса? Он есть, но решения обходятся недешево. Один из вариантов – изобарическое оформление. В подобном варианте используются сразу два излучателя. Первый располагается непосредственно снаружи корпуса. Второй находится точно за ним, но внутри. Звуковой сигнал поступает на оба динамика одновременно.

Первый непосредственно воспроизводит его, но задачей второго является обеспечение постоянного давления на заднюю сторону диффузора первого излучателя. Для этого он двигается в такт с движением первого. Так достигается описанный выше эффект «бесконечного экрана».
Такая система требует использование точно подобранных пар динамиков и качественного усилителя. Естественно, что увеличение количества компонентов обязательно сказывается на стоимости.

Трансмиссионная линия

Такой способ решения проблемы встречается редко, но позволяет добиться глубокого, артикулированного и собранного звучания басов. Использовать второй излучатель в корпусе не нужно. Вместо него применяется специально сконструированный лабиринт из поглощающего материала, который и гасит излучение внешнего динамика. Такая конструкция позволяет «опустить» частоту вплоть до 50-60 Гц, сделав звук сбалансированным и характерным. Длина лабиринта составляет четверть длины волны нижнего звукового предела, поэтому конструкцию также называют четвертьволновым резонатором.  

Magnat Transpuls 1500

Самое простое решение

Выше описаны более-менее редкие способы решить зависимость качества звучания басов от габаритов корпуса. В подавляющем большинстве случаев проблема устраняется использованием фазоинвертора. Технология позволяет заставить фронтальную и тыльную части динамика колебаться синфазно. Это повышает звуковое давление и препятствует акустическому замыканию внутри корпуса.

Технология не лишена недостатков. Главными из них считаются наличие дополнительных звуковых примесей из-за прохождения воздуха через сам фазоинвертор и падение отдачи на определенных частотах. Указанные минусы частично устраняются добавлением пассивного радиатора – дополнительного динамика оснащенного только диффузором, без электромагнитной системы.

В заключение

Именно технология реализации басов важна в напольной акустике, поскольку излучатели для остальных частот существенно не отличаются от применяемых в других акустических системах. Внешний вид мало сказывается на параметрах установки, поэтому выбор здесь зависит исключительно от личных предпочтений.

Читать далее

Stereozona - интернет-магазин Hi-Fi и High End аудиотехники. Продажа акустики для дома

Специализированный интернет-магазин аудиотехники для дома с доставкой по всей России. В продаже широкий ассортимент Hi-Fi и High End акустики ведущих производителей. Магазин аудио аппаратуры и оборудования в Санкт-Петербурге, демо-зал для тестирования и прослушивания. Тел.: 8 (800) 551-21-31

store@stereozona.ru Stereozona - интернет-магазин Hi-Fi и High End аудиотехники. Продажа акустики для дома
Россия Санкт-Петербург, Лиговский проспект,д. 63